Ибо то, что с точки зрения наблюдения, разум и воля суть только отделения (sécrétion) мозга, и то, что человек, следуя общему закону, мог развиться из
низших животных в неизвестный период времени, уясняет только с новой стороны тысячелетия тому назад признанную всеми религиями и философскими теориями, истину о том, что с точки зрения разума человек подлежит законам необходимости, но ни на волос не подвигает разрешение вопроса, имеющего другую, противоположную сторону, основанную на сознании свободы.
Неточные совпадения
Переживания, иррациональные и хаотические, — не мистика еще, а то мистику легче всего было бы встретить на
низших ступенях растительного и
животного царства.
Если же мы захватим всех людей без исключения, то почему же мы захватим одних только людей, а не высших
животных, из которых многие выше
низших представителей человеческого рода?
Освобождают женщину на курсах и в палатах, а смотрят на нее как на предмет наслаждения. Научите ее, как она научена у нас, смотреть так на самую себя, и она всегда останется
низшим существом. Или она будет с помощью мерзавцев-докторов предупреждать зарождение плода, т. е. будет вполне проститутка, спустившаяся не на ступень
животного, но на ступень вещи, или она будет то, что она есть в большей части случаев, — больной душевно, истеричной, несчастной, какие они и есть, без возможности духовного развития.
На единении умов зиждется все здание человечества; только в
низших, мелких и чисто
животных желаниях люди распадаются.
Мы напомним здесь читателям только положение, давно известное из сравнительной анатомии, — что в непрерывной градации
животных, начиная от самых
низших организмов и кончая человеком, количество мозга находится в прямом отношении с умственными способностями.
«Великое учение о непрерывности, — говорит он, — не позволяет нам предположить, чтобы что-нибудь могло явиться в природе неожиданно и без предшественников, без постепенного перехода; неоспоримо, что
низшие позвоночные
животные обладают, хотя и в менее развитом виде, тою частью мозга, которую мы имеем все основания считать у себя самих органом сознания.
Уже много лет тому назад люди начали понимать несогласие наказания с высшими свойствами души человека и стали придумывать разные учения, посредством которых можно бы было оправдать это
низшее,
животное влечение.
Вся истинная жизнь человеческая есть не что иное, как постепенный переход от
низшей,
животной природы к всё большему и большему сознанию жизни духовной.
И сказанное больше всего применимо к тому, что составляет полноту и венец бытия, именно к человеку, а затем к
низшим, подчиненным ему иерархиям живых существ, — к миру
животных, растений, минералов.
«Весь
животный и растительный мир не развивается от
низшего к высшему, — утверждает Ницше.
Рабство человека у самого себя есть не только рабство у своей
низшей,
животной природы.
Я могу сказать, что он вышел из того
низшего отношения к миру, в котором он был как
животное, и в котором я еще нахожусь, — вот и всё; могу сказать, что я не вижу того центра нового отношения к миру, в котором он теперь; но не могу отрицать его жизни, потому что чувствую на себе ее силу.
Но как
животному для того, чтобы перестать страдать, нужно признавать своим законом не
низший закон вещества, а закон своей личности и, исполняя его, пользоваться законами вещества для удовлетворения целей своей личности, так точно и человеку стоит признать свою жизнь не в
низшем законе личности, а в высшем законе, включающем первый закон, — в законе, открытом ему в его разумном сознании, — и уничтожится противоречие, и личность будет свободно подчиняться разумному сознанию и будет служить ему.
Животное страдало бы и видело бы в этом состоянии мучительное противоречие и раздвоение. То же происходит и с человеком, наученным признавать
низший закон своей жизни,
животную личность, законом своей жизни. Высший закон жизни, закон его разумного сознания, требует от него другого; вся же окружающая жизнь и ложные учения удерживают его в обманчивом сознании, и он чувствует противоречие и раздвоение.
И что вследствие этого дети людей воспитываются как дети
животных, так что главная забота родителей состоит не в том, чтобы приготовить их к достойной человека деятельности, а в том (в чем поддерживаются родители ложной наукой, называемой медициной), чтобы как можно лучше напитать их, увеличить их рост, сделать их чистыми, белыми, сытыми, красивыми (если в
низших классах этого не делают, то только по необходимости, а взгляд один и тот же).
Требование равенства будет в ней скоро распространено не только на
низшие ступени человеческого мира, но и на
низшие ступени мира природного, на
животных, растения и минералы, на атомы материи.
Жизнь христианских народов теперь ужасна и в особенности по отсутствию какого бы то ни было нравственного начала, соединяющего их, и по неразумности своей, сводящей человека, несмотря на все его умственные приобретения, в нравственном отношении на степень
низшую, чем
животные, и, главное, по той сложности установившейся лжи, которая всё более и более скрывает от людей всю бедственность и жестокость их жизни.